Справочник
  • Мы будем рады ответить на любые вопросы касательно взаимовыгодного сотрудничества.
Биографии великих химиков
?
ШЕВРЁЛЬ
Мишель Эжен
1786 – 1889

Французский химик-органик. Окончил Коллеж де Франс (1806), где учился у Л. Н. Воклена (французского химика). Работал там же, с 1831 г. – профессор в лицее Карла Великого. В 1824-1830 гг. руководил лабораторией на Гобеленовских мануфактурах в Париже, с 1830 г. – профессор парижского Музея естественной истории. Член Парижской академии наук (с 1826); иностранный член Петербургской АН (с 1853).

Основные работы посвящены химии жиров. В 1815 г. выделил из тканей животных холестерин. Совместно с другим французским химиком - А. Браконно - установил в 1817г., что большинство жиров состоит из стеарина и олеина; выделил стеариновую, олеиновую и пальмитиновую кислоты.

Вместе с Ж. Л. Гей-Люссаком, французским физиком и химиком, в 1825 году взял патент на производство стеариновых свечей, которые положили начало новой эре в истории освещения.

Повторно открыл (1813) и назвал глицерином "сладкое начало жиров", описанное К. В. Шееле (шведским химиком). Выделил сахар из мочи больных диабетом и доказал его идентичность виноградному сахару. Выделил из растений природные пигменты: гематоксилин (1811), кверцетин, морин (1831), лутеолин (1833), из мясных вытяжек - креатин (1835).

Шеврёля по праву можно считать теоретиком цвета и импрессионизма.

Возглавляя в 1824-1830 гг. лабораторию на Гобеленовских мануфактурах в Париже, изучал различные красители и занимался процессом крашения как с теоретической, так и с практической стороны.

Эти фаб­рики славились на всю Францию - кроме обычных, здесь производили и самые разнообразные декоративные ткани - за­навесы, покрывала, ковры, мебельную обивку и другие. От тек­стильной промышленности требовали тканей, окрашенных в сочные и яркие тона. Старые ремесленные методы уже не могли удовлетворять требований нового производства. Необходима была помощь со стороны ученых-химиков, исследователей и но­ваторов. Шеврёль с энтузиазмом приступил к своим новым обязанно­стям. Состояние, в котором пребывала лаборатория, не испуга­ло ученого. За короткое время он сумел ее полностью переобо­рудовать.

Продолжая совершенствовать производство стеариновых свечей, Шеврёль приступил к исследованиям, связанным с тек­стильной промышленностью. Для этого он стал изучать про­цессы крашения. Он хорошо понимал, что, только постигнув их, можно было производить стойко и красиво окрашенные ткани.

В 1830 году ученый опубликовал свои лекции о крашении. Кра­сители, используемые в текстильной промышленности, добыва­ли из природных продуктов, главным образом из растений. Для этой цели использовались самые разнообразные растения, но о веществах, содержащихся в них, известно было очень мало. Ин­тересы науки и самого производства требовали их изучения.

Шеврёль выделил в чистом виде и установил свойства жел­того вещества, которое содержится в американском дубе, и на­звал его кверцетином. Подобные желтые краски он выделил и из других растений: из желтого дерева - морин, из резеды - лутеолин и другие.

Работа с красителями и крашением все больше наводила его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким обра­зом можно смешивать цвета? Когда краски гармонируют и ког­да контрастируют? Результаты этих исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелена, но и на фабриках Бове, Савоннери и других. Благодаря достижениям Шеврёля улучши­лось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство. Возросшие эстетические требования к продукции заставляли употреблять краски точно определенного цвета и оттенка. Это можно было достигнуть только в том случае, если производство красок строго контролировалось, и были введены соответствую­щие цветовые стандарты.

Несколько лет своей жизни Шеврёль посвятил изучению во­проса о цветовых стандартах. В конце концов, он создал так на­зываемый хроматический круг (он и сегодня лежит в основе метода контроля красок). Для этой цели он использовал три основных цвета - красный, желтый и синий, которые охаракте­ризовал точно определенными линиями Фраунгофера. Шеврёль расположил три основных цвета на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу, а в каждом секторе между двумя цветами поместил по 23 цветовых оттенка, в которых количество одной краски постепенно уменьшалось, а другой - увеличивалось. Цвета в секторе между желтым и синим постепенно переходили от желтого к желто-зеленому: светло-зеленый, темно-зеленый, сине-зеленый, зеленовато-синий, синий. Сектор между ним и красным цветом давал все гаммы оттенков красного, фиолето­вого и лилового, сектор между красным и желтым - оран­жевого.

Как дополнение к хроматическому кругу Шеврёль создал еще восемь других кругов, в которых первоначальные краски были нюансированы определенным процентом черного цвета.

"Создание хроматического круга - это не пустая причу­да, - говорил Шеврёль перед аудиторией на Гобеленовской мануфактуре. - Оно продиктовано требованиями практики: хро­матический круг надо ввести в качестве основного государствен­ного стандарта. Точно так же как эталон длины - метр, как и другие эталоны хранятся в Палате мер и весов, так и эталон цветов должен храниться вместе с ними и служить для калиб­ровки рабочих эталонов.

Система Шеврёля состоит из 72-цветного образца со столькими же гаммами по 20 оттенков каждая. На хроматическом круге, разработанном Шеврёлем, и поныне основан метод контроля красок. Опубликовал несколько монографий по цветоведению и по истории познания материи от древних греков до Лавуазье.

В соответствии с законом В«одновременного контраста цветовВ», открытого Шеврёлем, цвета оказывают взаимное влияние друг на друга; наложенные рядом, они отбрасывают друг на друга свой собственный дополнительный цвет. Синий, например, дополняет или противостоит оранжевому, и если оба они находятся рядом, каждый В«отражаетсяВ» от другого, в результате чего оба цвета кажутся более насыщенными и интенсивными. С другой стороны, если не дополняющие друг друга цвета, такие как пурпурный и синий, окажутся рядом, один поглотит энергию другого.

Спецпредложения
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ)Дициклопентадиен (ДЦПД)Каучук - СКС, СКМС, СКИ, СКД, СКД-НД, ДССК